Какие бывают фильтры в машине и для чего они нужны
Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль работал долго и без поломок, стоит разобраться, какие фильтры меняют в машине. Переоценить значение этих изделий практически невозможно. Очищающие системы играют важную роль в поддержании нормального состояния транспорта, помогают предупредить неисправности, продлевают срок службы авто. Если нерегулярно менять фильтры, это чревато утратой мощности, отказом двигателя и другими проблемами. Поэтому любому автовладельцу стоит заранее выяснить их назначение и ознакомиться с рекомендуемыми сроками замены.
- Виды автомобильных фильтров
- Зачем нужно менять фильтры в автомобиле
- Как определить, что пора менять фильтр в машине
- Как часто следует менять автомобильные фильтры
- Последствия несвоевременной замены фильтров
- Заключение
Виды автомобильных фильтров
Прежде чем рассказать о сроках замены расходников, для начала рассмотрим, какие фильтры в авто обеспечивают его работоспособность. Выделяют пять основных фильтрующих элементов – масляный, салонный, трансмиссионный, топливный и воздушный. Каждый из них имеет свои особенности и назначение.
Масляный
Масляный фильтр используется для удаления загрязнений из моторного масла. В переднеприводных машинах он чаще всего размещается в нижней части мотора, возле защиты картера. Если открыть капот авто, то его можно найти внизу слева. В конструктивном отношении фильтрующий элемент представляет собой металлическую чашу, внутри которой размещается картон, сложенный в виде гармошки. Все современные модели оснащаются перепускным клапаном, предназначенным для аварийного сброса излишнего давления.
Воздушный
Воздушный фильтр используется для очищения воздуха, который обеспечивает сгорание топлива. В зависимости от модели авто он может иметь цилиндрическую, кольцевую, панельную, бескаркасную форму. В качестве фильтрующего элемента применяются бумага или синтетическое волокно. Обычно воздушный фильтр помещают в композиционный или пластиковый кожух, который устанавливают вблизи воздухозаборника. Отыскать его можно во фронтальной зоне капота.
Топливный
В зависимости от типа двигателя топливный фильтр располагается в топливном баке или внутри топливопровода между насосом и баком. Его основная задача – очистка топлива для предупреждения засорения мотора чужеродными частицами. В основе конструкции бензиновых фильтров лежит прочный полимерный или металлический корпус, оснащенный фильтрующим элементом из бумаги. Для бензиновых двигателей применяют более сложные фильтры, которые могут не только удалять загрязнения, но и отфильтровывать воду из топлива.
Трансмиссионный
Фильтры трансмиссии предназначены для очистки трансмиссионной жидкости. В зависимости от своего расположения они бывают двух типов:
- Внешние – находятся на корпусе КПП и по своей конструкции напоминают масляные фильтры.
- Внутренние – размещаются внутри коробки и могут различаться по устройству. Чаще всего используются фетровые двухслойные фильтры, реже – элементы в виде мелкодисперсной стальной сетки, которые применяют в некоторых моделях японских и американских внедорожников.
Салонный
Салонный фильтр используется для очистки воздуха в салоне машины. Обычно он находится по одну сторону от бардачка, но иногда производители размещают его под приборной панелью или капотом. Конструкция изделия представляет собой пластиковую рамку, в которой размещается плоский или гофрированный очищающий элемент. Он может иметь от 1 до 3 слоев, выполненных из пористой бумаги и активированного угля.
Зачем нужно менять фильтры в автомобиле
Рассматривая, какие фильтры есть в машине, мы выяснили, что каждый из них имеет свои особенности. Это касается и причин, по которым нужно менять изделия. У всех фильтров они свои. Рассмотрим необходимость замены для каждого фильтрующего элемента в отдельности:
- Масляный – очищает моторное масло, чтобы оно обеспечивало нормальную работу силового агрегата. Своевременная замена позволяет снизить износ мотора, предупредить загрязнение нового масла топливом и металлическими частицами.
- Воздушный – гарантирует своевременную подачу кислорода для обеспечения процесса сгорания топлива. Регулярная замена фильтра повышает эффективность эксплуатации транспорта, препятствует появлению грязного выхлопного дыма. Благодаря хорошему сгоранию топлива можно экономить на его расходе.
- Топливный – обеспечивает защиту топливных инжекторов и помогает поддерживать рабочие характеристики мотора. Если вовремя заменять элемент, это обеспечит полноценную подачу топлива в двигатель, улучшит работу топливного насоса и поддержит исправное состояние всех деталей топливной системы.
- Трансмиссионный – участвует в полноценной работе коробки передач и обеспечивает очистку масла в смазочной системе трансмиссии. Следить за своевременной установкой фильтрующего элемента стоит по многим причинам. Благодаря этому можно предупредить попадание в КПП металлической стружки, продуктов износа и других загрязнений, а также избежать таких сбоев коробки, как пробуксовка, рывки и др.
- Салонный – используется для фильтрации посторонних частиц и примесей в воздухе автомобильного салона. При его регулярной замене можно обеспечить постоянную подачу свежих воздушных масс, устранить неприятные запахи в машине, продлить период эксплуатации систем вентиляции, отопления и кондиционирования. Водитель не будет чихать и кашлять из-за плохого воздуха, а это позволит ему внимательно следить за дорогой.
Как определить, что пора менять фильтр в машине
Рассказывая, какие фильтра нужно менять в машине, уделим внимание признакам, которые указывают на необходимость их замены. Обычно новые фильтрующие элементы устанавливаются с определенной периодичностью, но иногда старые фильтры меняют раньше заданного срока. Это происходит в тех случаях, когда изделие сигнализирует о своем засорении различными негативными признаками.
В частности, понять, что воздушный фильтр забился мусором, можно по резкому повышению расхода топлива и постоянным проблемам с запуском двигателя. У мотора снижается мощность, а в выхлопах увеличивается содержание углекислого газа. Если игнорировать эти проблемы, то со временем начнут выходить из строя свечи зажигания, датчики будут показывать некорректные значения работы авто.
Если требуется заменить масляный фильтр раньше срока, то на приборной панели может загораться индикатор обслуживания мотора. В некоторых современных моделях авто предусмотрен отдельный индикатор замены масла, который позволяет точно установить факт засорения фильтра. Помимо этого, на необходимость преждевременной замены указывают изменения в работе мотора (посторонний шум, нетипичные вибрации и др.), а также потемнение масла.
К основным признакам забитого топливного фильтра относятся:
- сложности с запуском двигателя;
- вибрации или полный отказ силового агрегата, особенно при повышенных нагрузках;
- снижение мощности мотора;
- увеличенный расход топлива;
- срабатывание индикатора Check Engine.
Визуально оценить состояние трансмиссионного фильтра бывает непросто, поэтому стоит ориентироваться на некоторые признаки его засорения. Так, сигналами к замене фильтрующего элемента могут стать пробуксовка, чувство залипания при переключении передач. Иногда при переключении передачи ощущается характерный толчок, но автомобиль не трогается с места.
Перечисленные симптомы могут указывать и на другие проблемы КПП, поэтому при их появлении стоит обратиться в автосервис.
Салонный фильтр сигнализирует о своем засорении нарушением качества воздуха в салоне. Внутри машины появляется много пыли, ощущаются неприятные запахи, поток воздуха из вентиляционных систем ослабляется. Также начинают сильно запотевать стекла, а вентилятор отопителя работает с повышенным шумом.
Как часто следует менять автомобильные фильтры
Точные сроки замены прописываются в заводской спецификации авто. Для каждого фильтрующего элемента они различаются и во многом зависят от пробега и условий эксплуатации транспорта. Выше мы выяснили, какие бывают фильтры в машине, теперь перейдем к периодичности их замены:
- Масляный – меняется при каждой замене масла. Как правило, это случается после 10 000 км пробега на авто с бензиновым мотором и 15 000 км на дизельном транспорте.
- Воздушный – часто заменяется вместе с масляным фильтром. Но многое зависит от условий эксплуатации транспорта и состояния внешней среды. В среднем его рекомендуют менять через 10 000–15 000 км.
- Топливный – требует замены каждые 20 000–30 000 км. Периодичность установки нового элемента во многом определяется качеством топлива. Чем оно ниже, тем чаще выполняется замена.
- Трансмиссионный – меняется с учетом типа коробки передач. Для механической КПП периодичность замены варьируется от 50 000 до 70 000 км пробега, для автоматической – около 30 000 км.
- Салонный – нуждается в замене в среднем каждые 15 000 км, но многие специалисты рекомендуют устанавливать новый элемент не реже одного раза в год.
Последствия несвоевременной замены фильтров
Разобравшись, какие фильтры есть в автомобиле, уделим внимание последствиям их несвоевременной замены. Если не вовремя менять топливный фильтр, это может привести к плохому запуску машины или повреждению отдельных узлов авто. Когда в мотор начинает поступать меньше топлива, чем это необходимо, то заметно падает мощность, двигатель отказывается запускаться, выходит из строя катализатор.
Несвоевременная замена воздушного фильтра может повлечь за собой повреждение силового агрегата. Современные системы управления мотором точно рассчитывают объемы впрыскиваемого топлива, учитывая при этом давление внутри впускного коллектора. Если воздушный фильтр сильно загрязнен, это приведет к получению некорректной информации о давлении, а затем – к утрате мощности двигателя.
Обратите внимание! Забитый воздушный фильтр влечет за собой снижение расхода воздуха. Как следствие – неполное сгорание топлива и черный дым из глушителя.
При загрязненном масляном фильтре элементы мотора смазываются нефильтрованным маслом, а это вызывает ускоренный износ силового агрегата. В случае сильного засорения масло полностью перестает поступать в двигатель, что приводит к его критическому отказу. К счастью, большинство очищающих элементов создаются таким образом, чтобы при блокировке фильтра масло подавалось в обход. Однако в этом случае мотор хоть и продолжит смазываться, но будет быстро изнашиваться.
Засор салонного фильтра влияет на здоровье и самочувствие людей в машине. Системы очистки заботятся об обеспечении чистого воздуха в салоне и сдерживают любые загрязнения, включая пыль, газы, бактерии. Если фильтр вовремя не менять, это может привести к развитию аллергических реакций, а в некоторых случаях снизить эффективность работы кондиционера.
При несвоевременной замене трансмиссионного фильтра можно ожидать повышения давления трансмиссионной жидкости. Засорения не позволяют очищающему элементу полноценно удалять из масла металлическую фрикционную пыль или сажу, из-за чего мусор распространяется по всей системе КПП. Как результат, коробка выходит из строя.
Заключение
Все виды автомобильных фильтров используются для удаления посторонних частиц, которые попадают в элементы авто из окружающей среды или появляются в результате работы механизмов машины. При замене фильтрующего устройства нужно руководствоваться рекомендациями производителя транспорта. Желательно время от времени осматривать фильтр на предмет загрязнений, а при необходимости менять его раньше срока.
Если системы фильтрации эксплуатируются в неблагоприятных условиях, это может приводить к их раннему выходу из строя. Всегда обращайте внимание на признаки, которые указывают на необходимость замены очищающего элемента. Снижение мощности авто при наборе скорости, резкое повышение расхода топлива – это и другие сигналы могут говорить о том, что фильтры пора менять.
Если ответственно подходить к техническому обслуживанию, это обеспечит полноценное функционирование вашего транспорта. Своевременная замена фильтра предупредит неполадки и повысит работоспособность авто.