Какое масло заливать в дизельный двигатель?
Какое масло в дизеле считается лучшим? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит разобраться со спецификой работы дизельного двигателя. Силовой агрегат работает под давлением и постоянно испытывает повышенные тепловые нагрузки, связанные с ускоренным сгоранием топлива. Горючее в цилиндрах выгорает не полностью. В силу высокого давления сажа оказывается в картере и постепенно нарушает работу мотора. По этой причине важно ответственно подходить к выбору масел для дизеля. ГСМ должны быть устойчивыми к высоким температурам отработанных газов, долго сохранять свои смазывающие свойства и обеспечивать полноценную защиту силового агрегата от трения и преждевременного износа.
- Как масло влияет на двигатель
- Отличия дизельных масел
- Типы моторных масел для дизельных двигателей
- Как выбрать масло для дизельного двигателя: рекомендации по вязкости
- Спецификации масел для дизельных двигателей
- Что такое число TBN
- Проблемы, возникающие из-за неправильного масла для дизельного двигателя
- Как правильно менять масло в дизельном двигателе: пошаговая инструкция
- Заключение
Как масло влияет на двигатель
Требования, которые предъявляются к маслам для бензиновых и дизельных двигателей, имеют заметные отличия. Это связано с тем, что рабочие процессы в разных типах моторов существенно различаются. В частности, дизельный силовой агрегат использует обедненные топливно-воздушные смеси, поэтому обладает более высокой скоростью сгорания дизтоплива. Сочетание высокого давления в камере и повышенного содержания сажи приводит к более быстрому окислению масел и их ускоренному старению. Расходные материалы загрязняются продуктами износа, грязной водой, механическими примесями, из-за чего их характеристики ухудшаются.
Рассматривая, какое масло заливать в дизель, стоит отметить, что от правильного выбора продукта во многом зависит долговечность и производительность движка. К основным задачам ГСМ относятся:
- охлаждение мотора и турбины, отведение тепла от нагретых элементов для достижения оптимального баланса температуры;
- образование пленки и снижение трения между деталями и узлами;
- уменьшение негативного действия продуктов сгорания на работу мотора;
- защита деталей от появления твердых отложений (масло доносит крупные частицы до фильтра и удерживает оставшиеся загрязнения в своем объеме);
- предупреждение окисления и развития коррозионных процессов на металлических узлах;
- защита пластиковых и резиновых элементов от высыхания.
Чтобы ГСМ эффективно справлялись со своими функциями, выбирайте продукты с моющими, противоокислительными и диспергирующими присадками. Их применение позволит увеличить период эксплуатации дизельного агрегата.
Отличия дизельных масел
Воспламенение дизтоплива осуществляется при сжатии, тогда как в бензиновых силовых агрегатах за эту операцию отвечает искра. Во время работы дизель сильно и резко сжимает воздух внутри камеры сгорания, что приводит к повышению давления и температуры. Горючее в дизельном моторе сгорает намного быстрее, чем в бензиновом, поэтому не расходуется полностью. Как результат, на поверхностях силового агрегата скапливается много сажи, которая начинает слипаться, оседать на фильтре, забивать масляные каналы.
Выясняя, какое дизельное масло заливать в двигатель, всегда обращайте внимание на диспергирующие свойства продукта. Характерная особенность ГСМ для дизеля – сниженное содержание фосфора, серы и сульфатной золы. Кроме того, продукт отличается от бензиновых масел более высокими смазывающими и антиокислительными характеристиками, которые достигаются за счет добавления определенных присадок и помогают двигателю справляться с большим количеством сажевого нагара.
Универсальные масла имеют сбалансированный пакет присадок, которые нейтрализуют процессы, присущие обоим видам моторов – как бензиновым, так и дизельным.
Типы моторных масел для дизельных двигателей
Минеральное
Моторное масло минерального типа получают перегонкой нефти с кислотным или селективным очищением масляных фракций. Продукт отличается простой технологией производства и оптимально подходит для моторов с пробегом более 100 тысяч км. Чтобы улучшить свойства ГСМ, в состав смазки добавляют специальные присадки, которые повышают устойчивость масла к коррозии, помогают очистить двигатель, делают его более стойким к износу.
Среди недостатков минерального масла выделяют склонность присадок быстро разрушаться под механическим и тепловым воздействием. Это приводит к снижению срока использования смазки и требует ее частой замены. Кроме того, продукт нежелательно применять при резких колебаниях температур, так как он может застыть внутри двигателя.
На сегодня минеральные масла используют преимущественно в устаревших и изношенных моделях моторов. Также их можно заливать в дизели, которые работают с небольшими нагрузками (к примеру, при передвижении авто на небольшие расстояния).
Синтетическое
Синтетические масла считаются наиболее востребованными среди автовладельцев. Они относятся к всесезонным и могут долго сохранять свои рабочие характеристики даже при эксплуатации в сложных условиях. Главные преимущества синтетических ГСМ:
- хорошая текучесть;
- возможность использования в широком температурном диапазоне;
- увеличенный интервал замены за счет продолжительного сохранения первоначальных свойств;
- защита мотора от коррозии;
- медленное испарение.
Производство синтетического масла осуществляется путем органического синтеза. Как и в случае с минеральной смазкой, в основе этого типа ГСМ лежат нефтепродукты, однако в процессе изготовления выполняется более глубокая переработка сырья. Посредством синтеза можно получать разные соединения, поэтому синтетические масла заметно различаются между собой. Так, они создаются на основе сложных эфиров, гликолей, синтетических углеводородов и других компонентов.
В синтетические масла не добавляют присадки, что позволяет сократить износ двигателя.
Основным недостатком синтетики является более высокая цена в сравнении с другими типами масел. Однако затраты полностью компенсируются длительным сроком эксплуатации ГСМ и большими интервалами замены.
Полусинтетическое
Полусинтетические ГСМ являются более дешевым аналогом синтетики. Примерно на 50–70% они состоят из минерального масла и на 30–50% из синтетического пакета присадок. Благодаря этому производителям удается снизить стоимость продукта, но сохранить при этом его оптимальные эксплуатационные свойства.
Главные преимущества полусинтетики – улучшенный уровень вязкости, низкая испаряемость, обеспечение стабильной работы мотора. Что касается минусов, то полусинтетические масла нежелательно заливать при регулярной работе мотора в экстремальных условиях или при сильной минусовой температуре воздуха.
Как выбрать масло для дизельного двигателя: рекомендации по вязкости
Главным показателем, который определяет, какое масло заливать в двигатель дизель, является вязкость продукта. Этот параметр классифицируется по общепринятой международной системе SAE, которая впервые стала использоваться американскими инженерами еще в 1911 году. На сегодня данная классификация включает в себя 17 типов моторного масла, обозначаемых литерами и цифрами от 0W до 60. Из них 8 классов относятся к зимним, еще 9 – к летним.
Под вязкостью масла подразумевают степень его сопротивления течению. Чем ниже число SAE, тем лучше продукт течет. Если мало маркируется буквой W (Winter), это означает, что его можно использовать при низких температурах. Помимо минимальной степени вязкости, для таких ГСМ дополнительно указывают предельно допустимую температуру, при которой насос мотора может подавать масло в смазочную систему.
Для всесезонных продуктов применяются сдвоенные обозначения SAE. Первое число определяет максимальную вязкость при минусовой температуре, а второе указывает на класс вязкости летнего продукта. К примеру, маркировка 10W-40 означает, что прокачивание масла по масляным каналам и последующее проворачивание двигателя может происходить при температурах -25 °С. При этом вторая цифра 40 определяет максимальную летнюю температуру, при которой можно заливать данный продукт.
Выбор подходящего масла зависит от климатических условий и специфики его эксплуатации. Для холодного времени года лучше использовать ГСМ с невысокими значениями вязкости, так как этот продукт хорошо сохраняет свои эксплуатационные характеристики на морозе. Если расходный материал используется зимой, нужно учитывать следующие показатели температуры:
- 0W – до -35 °С
- 5W – до -30 °С
- 10W – до -25 °С
- 15W – до -20 °С
- 20W – до -15 °С
- 25W – до -10 °С.
Правильно подобранная вязкость масла обеспечивает бесперебойную работу мотора. Хорошая смазка способна снизить трение между деталями двигателя, минимизировать износ силового агрегата и продлить сроки его эксплуатации. Если подбирать ГСМ с учетом климатических условий, это обеспечит надлежащее смазывание мотора при запуске и снизит общий расход топлива.
Спецификации масел для дизельных двигателей
API
Стандарт разработан Американским институтом нефти для классификации моторного масла по его эксплуатационным характеристикам. Согласно этой спецификации, различают две категории ГСМ – для бензиновых или дизельных двигателей. Все продукты для дизеля маркируются буквой С и еще одной литерой, которая свидетельствует о качестве материала. Чем дальше вторая буква стоит в алфавите, тем выше требования к свойствам смазки для двигателя.
Помимо двух букв, некоторые масла классифицируются цифрой, которая применяется к продуктам для двухтактных или четырехтактных двигателей. В первом случае используется маркировка СF-2, во втором СF-4. С 2002 года была принята улучшенная версия спецификации СI-4, которая применяется для моторов с системой EGR. На сегодня она маркируется как СI-4+.
В соответствии со спецификацией API, моторные масла могут иметь только одну специализацию (для дизеля или бензинового мотора) или быть универсальными. К примеру, API СI-4 SM используется для дизельного силового агрегата, но может заливаться в бензиновые моторы. И наоборот, API SM СI-4 изготавливается бензинового двигателя, однако подходит для дизеля.
Наивысшей категорией ГСМ для дизелей на текущий момент считается спецификация API CK-4, которая появилась в 2017 году. Она является новым стандартом в изготовлении смазочных материалов и обеспечивает ряд улучшений по сравнению со своими предшественниками, в том числе стойкость к окислению, сдвиговую стойкость, контроль аэрации.
ACEA
Спецификация ACEA является стандартом Европейской ассоциации автоконцернов. Она учитывает почти все конструктивные особенности двигателей внутреннего сгорания и принимает во внимание режим эксплуатации силовых агрегатов в условиях климата Европы. Согласно данной системе, все моторные масла делятся на три группы:
- А/В – для дизельных и бензиновых силовых агрегатов;
- С – для моторов на дизеле или бензине с сажевыми фильтрами и катализаторами;
- Е – для дизелей на спецтехнике и грузовых автомобилях.
Каждая группа имеет дополнительное разделение, которое указывает на определенные характеристики масла. К примеру, ACEA A3/B3 подходит для легковых авто, которые работают в тяжелых условиях и с высокими интервалами замены ГСМ. Смазочные материалы категории С делятся на 5 дополнительных групп – от С1 (очень низкий уровень SAPS) до С5 (среднее содержание SAPS с экономией масла). В категории Е также выделяют 5 групп, которые различаются по экологическим стандартам и условиям эксплуатации тяжелого транспорта.
Что такое число TBN
Даже при выборе нужной вязкости и соблюдении допусков по API и ACEA используемое масло не всегда дает желаемый результат. Причина состоит в том, что работоспособность ГСМ зависит не только от его правильного подбора, но и от качества дизельного топлива. В российских реалиях оно не всегда отличается стабильностью и зачастую содержит большое количество серы, которая приводит к ускоренной деградации масла.
Для оценки того, насколько смазка может противостоять старению, применяется число TBN. Аббревиатура расшифровывается как Total Base Number, что означает «общее щелочное число». Его основная задача – определять наличие активных антикоррозионных присадок в масле и склонность продукта к образованию отложений. Чем выше число TBN, тем лучше смазка нейтрализует агрессивные частицы, которые появляются при окислении.
Знать параметры TBN стоит каждому, кто интересуется, какое масло заливать в дизельный двигатель и как продлить интервалы его замены. Если сравнивать щелочное число свежей и используемой смазки, то можно определить примерный запас TBN для нейтрализации кислых продуктов.
Нормальные значения щелочного числа для большинства дизельных двигателей составляют от 11 до 14. Замена масла выполняется в случаях, когда снижение его щелочности составляет около 50% от изначальной величины.
Проблемы, возникающие из-за неправильного масла для дизельного двигателя
Если вы самостоятельно меняете ГСМ, необходимо тщательно разобраться, какое масло лить в двигатель дизель. Использование неподходящего продукта приводит к множеству неприятностей, которые могут не просто нарушить работу мотора, но и полностью вывести его из строя. Основные проблемы, которые возникают при неправильном выборе моторного масла:
- износ двигателя с повреждением деталей, что может стать серьезной поломкой и потребовать дорогостоящего ремонта;
- повышенный расход топлива, повышение расходов автовладельца на покупку горючего;
- увеличение вредных выбросов в атмосферу;
- повреждение поршней из-за осадка, который увеличивает обмен температур между стенками цилиндров и камерой сгорания;
- износ клапана выпуска, который с течением времени покрывается солями металлов от масла.
Как правильно менять масло в дизельном двигателе: пошаговая инструкция
Разобравшись, какое масло лучше залить в дизель, стоит уделить внимание правилам замены ГСМ в двигателе. Продукт может меняться по двум технологиям – классической и экспресс. Разница состоит в способе удаления старой, отработанной смазки из мотора. В первом случаем его сливают через отверстие, которое находится в поддоне картера силового агрегата. Во втором – выкачивают при помощи тонкой трубки и вакуумного насоса.
Официальные дилеры предпочитают использовать классический способ, который обеспечивает полноценную замену моторного масла с удалением отработки и осадка. Рассмотрим, как это происходит, пошагово:
- Процедура начинается с подготовки. Машину размещают на ровной площадке и хорошо прогревают двигатель. Менять продукт лучше всего «на горячую», так как в этом случае он имеет более высокую текучесть и полностью сливается вместе с осадком.
- Замену предпочтительнее выполнять на яме, чтобы иметь удобный доступ к днищу авто. Перед началом работ следует подготовить поддон для слива отработанного масла, а также инструменты, которые могут потребоваться при откручивании пробки или замене фильтра.
- Автомобиль прогревают около 10 минут, затем отключают двигатель и аккуратно откручивают крышку маслозаливной горловины. Далее снимают фильтр и выкручивают сливную крышку картера. Предварительно под отверстие, из которого будет сливаться масло, подставляют поддон.
- Далее нужно дождаться, пока отработка стечет по максимуму. Если производится только частичная замена ГСМ, необходимо зафиксировать объемы слитого продукта, чтобы залить новое масло в том же количестве.
- После слива отработки заливают свежее масло. Перед этим закручивают пробку в картере, используя новое уплотнительное кольцо. Далее устанавливают новый фильтр и закручивают его.
- Свежее масло заливают в объеме, рекомендуемом производителем. Для ориентира можно использовать отметки на канистрах с ГСМ.
- После заливки продукта закручивают маслозаливную горловину и запускают мотор на 15 минут. В завершение проверяют уровень масляным щупом, а при необходимости доливают масло до нужного объема.
Отработку нельзя выбрасывать в мусорный контейнер или сливать в канализацию. Правильный способ утилизации старого моторного масла – это сдача в пункт приема вторичного сырья.
Заключение
Если разобраться, какое масло заливается в дизель, можно защитить мотор от сухого трения, избежать раннего износа деталей. Из-за своих конструктивных особенностей дизельный силовой агрегат требует улучшенных расходных материалов, которые будут отличаться повышенной термической стабильностью и наличием высоких моющих свойств.
При подборе ГСМ важно учитывать следующие моменты:
- Моторные масла для дизеля бывают на минеральной, синтетической и смешанной основе. Оптимальным решением считается синтетика. Если хочется сэкономить и залить более доступные минеральные или смешанные масла, следует сокращать интервалы замены.
- Все продукты для дизелей маркируются словом Diesel. Помимо обычного масла, популярностью пользуются универсальные материалы, которые подходят и для дизельных, и для бензиновых силовых агрегатов.
- В дизельный мотор можно заливать только те масла, которые предназначены для этого типа силового агрегата. Чтобы узнать, подходит ли ГСМ для мотора, нужно обращать внимание на маркировку API. Продукты для дизеля помечаются буквой С.
- При покупке стоит проверять подлинность моторного масла. Чтобы не приобрести контрафактный продукт, ищите специальные коды на упаковке.
Современные дизельные моторы – это сложные агрегаты, которые отличаются повышенной требовательностью к заливке ГСМ. Масло для дизеля должно хорошо смазывать, обеспечивать защиту от трения, охлаждать узлы и детали, а также выдерживать средние интервалы замены от 10 до 15 тыс. км в условиях города.