Как выбрать масло для автомобиля и сохранить его надежность?
От того, какое масло заливать в двигатель, во многом зависит стабильность работы автомобиля. Неподходящий расходный материал приводит к преждевременному износу мотора, ослабляет его мощность, провоцирует повреждения поршней и цилиндров. Всё это влечет за собой дополнительные затраты на ремонт и делает машину небезопасной в эксплуатации. В статье мы рассмотрим классификацию современных моторных масел и расскажем, как правильно подобрать продукт с учетом характеристик вашего транспорта.
- Для чего нужно моторное масло?
- Почему важно правильно выбрать масло для автомобиля?
- Виды моторных масел
- Как читать маркировку моторных масел: SAE, API и ACEA
- Как выбрать вязкость масла
- Особенности выбора масла для разных типов двигателей
- Как выбирать масло в зависимости от условий эксплуатации
- Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
- Что такое допуск моторного масла
- Можно ли смешивать разные масла для автомобиля
- Как часто менять масло в двигателе
- Заключение
Для чего нужно моторное масло?
Двигатель в автомобиле отличается сложной конструкцией. В процессе работы внутри него движутся десятки деталей, которые касаются друг друга и подвергаются постоянному трению. Использование моторного масла позволяет предупредить износ элементов. После залива смазка покрывает внутренние детали тончайшей пленкой, которая исключает сухое трение и поддерживает герметичность соединений.
Рассказывая, как подобрать масло для двигателя, отметим, что, помимо предотвращения износа, к основным функциям расходного материала относятся:
- обеспечение легкого запуска мотора;
- поддержание двигателя в чистоте, впитывание и удержание продуктов, которые появляются в процессе сгорания топлива;
- защита внутренних компонентов мотора от коррозии;
- увеличение срока эксплуатации силового агрегата;
- регулировка теплового состояния двигателя, предупреждение перегрева;
- поддержание оптимальной степени сжатия цилиндров.
Почему важно правильно выбрать масло для автомобиля?
Применение подходящего автомобильного масла играет важную роль в эксплуатации транспорта. Образование пленки на поверхностях внутренних деталей снижает уровень трения, способствует охлаждению мотора и поддержанию постоянного температурного баланса внутри узла. Благодаря продукту пластиковые и резиновые соединения в двигателе не рассыхаются, а металлические узлы сохраняют свои эксплуатационные свойства на долгое время.
Использование расходного материала, который не подходит транспорту, может привести к быстрому выходу мотора из строя. Это означает, что автомобилю потребуется сложный ремонт, который отнимает много времени и финансовых средств. Чтобы избежать излишних проблем, автовладельцу следует разобраться, какое масло лить в двигатель, и применять только тот продукт, который отвечает требованиям производителя авто. Благодаря этому можно увеличить ресурс мотора, повысить производительность и заметно снизить расход топлива.
Виды моторных масел
В зависимости от состава все автомобильные масла для двигателя делятся на три категории – минеральные, синтетические и полусинтетические. Каждое из них имеет свои особенности и технические характеристики.
Минеральное масло
Рассматривая, какое моторное масло лучше, следует сразу отметить, что продукты минерального происхождения получают путем перегонки нефти с последующим очищением масляных фракций. Чтобы улучшить их свойства, в готовый продукт добавляют различные присадки (антифрикционные, противоизносные, антиокислительные и др.). По технологии изготовления минеральные масла относят к наиболее простому классу смазочных материалов. Благодаря этому они стоят дешевле, чем синтетические или полусинтетические.
В последние годы минеральные масла используются редко. Их заливают преимущественно в карбюраторные моторы старых автомобилей, которые имеют большой пробег и не предъявляют высоких требований к качеству смазки. Также продукты можно применять для силовых агрегатов, испытывающих незначительные нагрузки – к примеру, при поездках на небольшие расстояния или при редкой эксплуатации.
Преимущества минеральных масел:
- Сравнительно невысокая цена.
- Менее агрессивное воздействие на резиновые поверхности привода и узлы смазочной системы в сравнении с синтетикой.
- Способность улучшать работу изношенных моторов (благодаря своей густоте они хорошо заполняют зазоры в узлах трения двигателей).
- Постепенное отмывание нагара с внутренних деталей силового агрегата (исключают отрыв нагара и засорение каналов двигателя).
Недостатки:
- Неустойчивость к низким температурам (рекомендуется использовать в теплое время года, так как на холоде становятся излишне густыми).
- Короткие сроки применения – требуют более частой замены.
Обратите внимание! Если трущиеся элементы мотора сильно изношены, лучше отдавать предпочтения минеральным маслам с более высокой вязкостью (15W40, 15W50 или 20W50 по классификации SAE).
Синтетическое моторное масло
Синтетика относится к наиболее качественным и востребованным видам масла для двигателя. Производство продукта осуществляется методом органического синтеза и позволяет получать широкий выбор материалов на основе синтетических углеводородов и их смесей в разных пропорциях. Как и в случае с минеральными маслами, в состав синтетики входят присадки, которые придают смазке специальные свойства.
Синтетические масла находят применение в различных автомобилях – как в легковых, так и в грузовиках, коммерческой, строительной и сельскохозяйственной технике. Их можно эффективно использовать в любых условиях эксплуатации, в том числе в сложных или при экстремальных режимах работы транспорта. Благодаря низким значениям вязкости при охлаждении синтетика отлично подходит для залива в двигатель в зимнее время.
Преимущества синтетического масла:
- Обеспечение оптимальной толщины защитной пленки в любое время года.
- Повышенная термоокислительная стабильность (замедляет процессы старения металла, снижает образование отложений).
- Низкий коэффициент трения.
- Невысокая испаряемость, сокращение затрат на доливку.
Недостатки:
- Более высокая цена в сравнении с другими типами масел.
Полусинтетическое масло
Полусинтетика – это нечто среднее между «минералкой» и синтетическим маслом. Продукт изготавливают на минеральной основе, а затем добавляют в него синтетические материалы вместе с пакетом присадок. В зависимости от завода-производителя количество синтетики в этих маслах может варьироваться от 30 до 50%.
Полусинтетические масла считаются универсальными в применении. Их можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных моторах, заливая в легковые авто и грузовики отечественного или зарубежного производства. Особенно эффективна полусинтетика в изношенных двигателях. Она более густая в сравнении с синтетическим маслом, поэтому отлично заполняет зазоры на элементах с износом.
Важно! Полусинтетику не рекомендуется применять при сильных морозах. Это связано с тем, что в составе продукции содержаться минеральные масла, которые сильно густеют при низких температурах.
Преимущества полусинтетического масла:
- Приемлемая стоимость – ниже, чем у синтетики.
- Низкий уровень испаряемости, что позволяет экономить расход.
- Наличие в составе присадок, которые предупреждают появление шлаков на элементах мотора.
- Универсальность, использование в любых авто.
Недостатки:
- Невозможность заливки при постоянной работе автомобиля в экстремальных условиях.
- Не подходит для применения в регионах с холодным климатом.
Как читать маркировку моторных масел: SAE, API и ACEA
При изготовлении моторных масел производители получают лицензии, которые выдаются на основании различных международных классификаций. Наиболее распространенными для легковых авто являются маркировки по SAE, ACEA и API. Рассмотрим, как выбрать масло для автомобиля с учетом этих критериев.
SAE
Аббревиатура SAE расшифровывается как Society of Automotive Engineers. Спецификация разработана специалистами Ассоциации автомобильных инженеров и используется для определения предельных значений температур, при которых масло может нормально работать внутри двигателя.
Разрешенные сочетания вязкости по максимальной и минимальной температуре прописываются в инструкции производителя к конкретной модели. Среди них следует подбирать те значения, которые наиболее близки к климатическим условиям в вашей местности.
При выборе продукции не стоит отклоняться от рекомендуемых параметров. Если покупать излишне жидкое масло, это не позволит добиться необходимого клина в подшипниках коленвала в случае чрезмерных нагрузок. При заливе слишком густой смазки она будет плохо прокачиваться через каналы, а это может привести к масляному голоданию мотора.
API
Классификация API предложена Американским институтом нефти, отсюда и расшифровка – American Petroleum Institute. Это одна из первых маркировок в истории автомобильных масел, которую стали использовать еще в первой половине прошлого века. Она учитывает как свойства продукта, так и технологические особенности моторов, для которых предназначена смазка. При маркировке расходного материала применяются буквы, к примеру – CF или SN. Первая литера расшифровывается следующим образом:
- С – для дизельного мотора;
- S – для бензинового двигателя;
- Т – для двухтактного силового агрегата.
Вторая буква в аббревиатуре определяет эксплуатационные свойства продукта. Чем она дальше находится по алфавиту, тем выше параметры масла. Иногда встречаются дробные обозначения, например – SL/CF. Это означает, что смазка имеет универсальное применение, то есть может использоваться как в бензиновых моторах, так и в дизеле.
ACEA
ACEA является европейским аналогом API. Расшифровка аббревиатуры выглядит следующим образом: Association des Constructeurs Européens d’Automobiles (Европейская ассоциация автопроизводителей). Спецификация делит автомобильные масла на три категории:
- А/В – предназначены для дизельных и бензиновых моторов, установленных на легковых авто или малом коммерческом транспорте. В данную группу входят еще несколько подкатегорий, которые указывают на конкретные условия эксплуатации. Так, смазка А3/В3 является всесезонной и подходит для использования транспорта в сложных условиях, а А4/В4 имеет улучшенные эксплуатационные параметры и применяется для высокофорсированных бензиновых моторов или дизельных силовых агрегатов с прямым впрыском топлива.
- С – являются малозольными маслами и используются для двигателей внутреннего сгорания, которые отвечают новым стандартам ЕС в области экологии. Такие продукты имеют низкое содержание компонентов, которые способствуют образованию золы при сгорании. В группу входят 5 подкатегорий, которые различаются по вязкости.
- Е – применяются для дизельных моторов, которые эксплуатируются в сложных условиях. Как правило, их используют для экскаваторов, грузовых автомобилей и аналогичной техники. Продукты из этой группы отличаются малой зольностью, повышенной стабильностью смазывающих характеристик и способностью предупреждать износ деталей. Выделяют 4 подгруппы масел категории Е, которые подбираются с учетом типа двигателя.
Как выбрать вязкость масла
Вязкость – это одна из важнейших характеристик моторного масла, которая указывает на его способность к сохранению текучести и формированию пленки на поверхности внутренних элементов. Для разделения смазки по этому показателю используется классификация SAE. В соответствии с ее актуальной редакцией от 2015 года различают три группы масел:
- летние (пример маркировки – SAE 40);
- зимние (маркируются аббревиатурой вида SAE 5W);
- всесезонные (маркируются по примеру SAE 5W-30).
Чтобы понять, какое моторное масло лучше заливать в двигатель, для начала стоит разобраться с расшифровкой аббревиатуры. Рассмотрим ее на примере продукта SAE 5W-30. Значение 5W в маркировке определяет вязкость расходного материала при низких температурах. Иными словами, показатель обозначает, что холодный запуск мотора может происходить при температуре воздуха не ниже -35°С (от цифры 5 перед W нужно отнять 40 градусов).
Температура -35°С в данном случае является минимальной для прокачки масла по системе без сухого трения элементов внутри двигателя. На функционирование прогретого мотора этот показатель не оказывает никакого влияния. Если же от 5W отнять 35 градусов, то мы получим минимальную температуру для корректной работы смазки в ДВС. По мере снижения температуры продукт становится более густым, что усложняет стартеру «проворачивание» двигателя при холодном запуске.
Важно! При подборе масла всегда нужно учитывать климатические условия региона, в котором эксплуатируется авто. Если, к примеру, температура в зимнее время в вашей местности не опускается ниже -20°С, то для заливки подходит продукт с почти любым значением вязкости. Однако не стоит забывать степень изношенности стартера и аккумулятора. Если они достаточно старые, то при температуре -20°С двигатель будет легче запускаться на масле 0W-30, чем на 5W-30.
Вторая цифра в аббревиатуре (в нашем примере – 30) указывает на вязкость автомобильного масла при высоких температурах. Чем выше данное значение, тем гуще будет продукт в жару. Данный показатель является сборным, то есть определяет текучесть материала при условном показателе температуры в 150°С.
Помимо погодных условий в регионе, при подборе продукта по SAE нужно принимать во внимание пробег транспорта. Если автомобиль относительно новый и еще не пробежал более 50% от планового ресурса, то его подшипники отлично справляются со своими задачами даже при использовании масла с высокой текучестью. В такой ситуации можно отдать предпочтение материалам в категории 0W-20 или 5W-30.
Если пробег составляет более 50% от планового ресурса, лучше покупать более густое масло – 5W-30 и более. Причина тому – в изношенности внутренних деталей. При солидном пробеге между ними образуются большие зазоры, поэтому для обеспечения герметичности нужно применять более густой смазочный продукт.
Особенности выбора масла для разных типов двигателей
Разные виды масел для автомобилей могут быть универсальными или подходить только для определенного типа мотора – бензинового, дизельного, гибридного. В последнем случае разница состоит в составе присадок, которые производитель добавляет в смазку. К примеру, при сжигании топлива в дизельных агрегатах образуется много золы, поэтому смазочные материалы содержат большее количество моющих присадок. Благодаря этому масло предупреждает закоксовывание и не дает отложениям скапливаться на элементах мотора.
В целом стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- Для бензиновых моторов лучше использовать синтетические масла, которые хоть и стоят дороже своих полусинтетических или минеральных аналогов, но обладают более высокими эксплуатационными свойствами. Однако эксперты не рекомендуют заливать 100%-ную синтетику в двигатели со старыми сальниками или уплотнителями из нитрильной резины. По классификации ACEA продукт должен относиться к категориям А/В или С, по маркировке API – к группе S.
- Для дизелей применяют только те смазочные материалы, которые подходят для конкретного ДВС. Если использовать для них смазки, предназначенные для бензиновых моторов, это может привести к быстрому выходу агрегата из строя. По классификации API для дизеля выбирают продукты из категории С, по маркировке ACEA – из подкатегорий А/В, С или Е.
- Для гибридных двигателей подходят маловязкие масла 0W20–0W30, позволяющие добиться максимальной топливной эффективности. Что касается эксплуатационных классов, то по стандарту API следует применять продукты не ниже SL–SN.
Как выбирать масло в зависимости от условий эксплуатации
Выбирать подходящие виды моторных масел нужно не только по инструкции производителя, но и с учетом условий эксплуатации машины. Если авто используется для частых и коротких поездок по городу, то мотор не всегда успевает прогреваться и быстрее изнашивается. В такой ситуации стоит отдавать предпочтение смазочному материалу, который отличается стойкостью к окислительным процессам.
При использовании машины для длительных поездок по трассе следует подбирать масло согласно температуре холодного запуска. Для езды без гонок, пробок и светофоров подойдет продукт с высокотемпературной вязкостью до 30-ти (к примеру, SAE 5W-30). При скоростных поездках лучше брать смазку на 40, такую как 15W-40.
Экстремальные температурные условия требуют своего подхода к выбору смазочных материалов. Если неправильно выбирать продукт, то при высоких температурах пленка на поверхностях деталей мотора становится тоньше или совсем разрывается, а это приводит к чрезмерному трению в двигателе. При низких температурах мотор бывает сложно завести с первого раза, при этом топливо попадает в смазку, смешивается с ней и приводит к ее разжижению.
Если машина эксплуатируется при низких температурах, рекомендуется заливать синтетические или полусинтетические масла с высоким уровнем вязкости. Это могут быть смазки 5W-50, 10W-50, 10W-60. Для эксплуатации при экстремально высоких температурах лучше, напротив, использовать продукты со сниженной вязкостью, такие как 0W20, 0W30.
Какие бывают присадки в масло и для чего они нужны
Рассказывая, какое моторное масло выбрать, нельзя обойти вниманием присадки в составе продукта. Благодаря их применению можно обеспечивать чистоту двигателя, уменьшать потребность автомобиля в топливе, снижать уровень шума при работе мотора. Присадки помогают предупредить поломку силового агрегата при внезапной утрате масла, а также позволяют повысить ресурс двигателя и продлить его работоспособность.
В зависимости от выполняемых функций различают следующие типы присадок:
- Моющие. Содержат соли металлов, которые вымывают отложения, растворяют загрязнения и не дают им снова слипнуться и осесть на элементах мотора.
- Антифрикционные. Представляют собой специальные модификаторы трения (дисульфид молибдена, графит), которые снижают износ трущихся деталей.
- Вязкостные. Являются своего рода загустителями масла. Смазочные материалы, имеющие в составе до 10% этих веществ, относятся к зимним или всесезонным.
- Противоизносные. Направлены на предупреждение абразивного износа трущихся элементов. В процессе работы мотора абсорбируются на поверхностях деталей и формируют пленку с высокими скользящими свойствами.
- Антиокислительные. Помогают нейтрализовать кислоты, которые появляются в смазке из-за контакта с кислородом. Их содержание в продукте составляет до 3%.
- Антикоррозионные. Обеспечивают защиту мотора от коррозии. Как и в случае с антиокислительными присадками, направлены на нейтрализацию кислот, но защищают не масло, а именно двигатель.
- Депрессорные. Снижают температуру застывания смазочного материала и препятствуют образованию парафинов, которые влияют на густоту продукта.
- Антипенные. Не позволяют смазке вспениваться при работе силового агрегата на высоких оборотах.
Что такое допуск моторного масла
Для каждой модели авто подходит только определенная группа масел. Использовать нужно именно те продукты, которые рекомендует производитель, иначе двигатель будет плохо работать. Чтобы разобраться, как выбрать моторное масло, следует внимательно изучить техническую документацию транспорта и уточнить, какие допуски указаны именно для вашего автомобиля.
Под допуском подразумевают набор свойств, которыми должна обладать смазка. Каждый производитель определяет свои характеристики продукции. Одни автоконцерны прописывают лишь общие стандарты качества смазочной жидкости, которую можно заливать в двигатель. Другие указывают не только характеристики, но и конкретный бренд масла. Третьи сами занимаются производством смазочных материалов и предлагают к использованию собственные товары.
Присвоение допусков является непростой процедурой. Чтобы производитель масла мог указывать на этикетке допуск для того или иного автоконцерна, ему необходимо получить соответствующий сертификат. Документ выдается автопроизводителем на основании серьезных испытаний и лабораторных анализов.
Обратите внимание! Вся информация по допускам прописана на этикетке моторного масла. Если ее там нет, это означает, что продукт не был сертифицирован.
Можно ли смешивать разные масла для автомобиля
Иногда случается так, что уровень масла снизился, а нужного материала нет в наличии. В такой ситуации допускается доливать продукт с тем же значением вязкости. Если и это не представляется возможным, тогда доливают любое моторное масло, однако в дальнейшем выполняют его замену как можно скорее. При необходимости можно переходить на смазку с другими значениями вязкости, но только в пределах допусков автопроизводителя.
Важно! В мотор авто нельзя доливать трансмиссионные масла, которые применяются для редукторов или КПП.
Рассматривая, какое моторное масло можно смешивать с уже залитым, не стоит проводить эксперименты с продуктами, которые не рекомендуются производителем. Слишком густой материал попросту забьет масляные каналы, а жидкий не сможет обеспечить должную защиту деталей силового агрегата.
Как часто менять масло в двигателе
При эксплуатации авто важно не просто правильно подобрать моторное масло, но и обеспечить его своевременную замену. Периодичность обновления материала определяется производителем для каждой отдельной модели авто. Большинство автоконцернов рекомендует менять смазку каждые 15 000 км пробега. Но многое зависит и от типа масла, условий эксплуатации и возраста авто. Так, замену для машин старше 10 лет лучше проводить в диапазоне между 7 000 и 15 000 км.
Чаще всего приходится заменять минеральные масла, который эффективно выполняют свои задачи только до 5 000 км пробега. Полусинтетика отличается более высокой стабильностью. В зависимости от наличия тех или иных присадок ее заменяют при прохождении от 8 000 до 10 000 км. Реже всего следует обновлять синтетическое масло. При эксплуатации в равных пропорциях по городу и на трассе его ресурс составляет от 12 000 до 15 000 км.
При эксплуатации авто не стоит руководствоваться только инструкциями производителя. Автовладельцам рекомендуется постоянно контролировать состояние расходного материала и при необходимости менять его раньше заявленного срока. Понять, что пришло время замены продукта, можно по следующим признакам:
- Цвет. Свежий материал имеет светло-золотистый оттенок и полупрозрачную консистенцию. Если он становится темным и даже черным, это указывает на сильное загрязнение и необходимость замены.
- Давление. При наличии в автомобиле масляного датчика можно ориентироваться по его показателям. Снижение давления свидетельствует о недостаточных объемах или загрязнении материала.
- Уровень. Если он долго стоял на месте, а затем начал быстро снижаться, то смазку желательно заменить. Однако учитывайте, что резкое снижение уровня масла может сигнализировать о проблемах с двигателем. Иногда уровень продукта, напротив, поднимается. Это говорит о том, что в него попадают посторонние материалы, такие как топливо или антифриз.
- Посторонние шумы. Если мотор начинает издавать странные звуки, это может указывать на нехватку смазочного материала или засор фильтра.
Заключение
Таким образом, современные производители предлагают большой выбор масла для двигателя под любые автомобили. Чтобы вы могли сориентироваться в этом разнообразии и купить подходящий продукт, предлагаем короткий чек-лист для подбора:
- Ознакомьтесь с допусками производителя авто. Узнать их можно из сервисной книжки или у официального дилера.
- Проверьте нужную лицензию расходного материала по международным классификациям API и ACEA.
- Выберите оптимальный типа автомобильного масла – синтетика, полусинтетика или минеральное.
- Подберите подходящие значения вязкости по SAE. Они должны находиться в пределах, указанных производителем авто.
Надеемся, перечисленные шаги помогут вам разобраться с маслами и выбрать приемлемый вариант. Главное – пользоваться продуктами проверенных брендов и всегда учитывать такие критерии, как тип двигателя, пробег, температура эксплуатации автомобиля.